Автоэкспедиция Sakha Arctic Expedition. Автодорога Колыма. Оймякон, Усть Нера.

28.10.2023
Наш путь лежит прямо в сторону Магадана и через более 3-х тысяч километров мы должны возвратиться по дороге, откуда выезжает камаз. Т.е. прямо- дорога в Тихий океан, налево - дорога на Северный Ледовитый океан.

Отсюда начинаются горы и через двести пятьдесят километров мы должны сделать радиалку в Оймякон.
Дорога на этом участке пересекает несколько горных хребтов . 

В Томтор мы приехали поздно вечером. Поселились в гостевом доме Александра Харитонова. Это уютный дом, специально приспособленный для приема туристов.  Есть все удобства + баня. 

В сороковые годы прошлого столетия через Томтор была построена дорога в Магадан. Дорогу строили гулаговцы и поэтому здесь располагались много лагерей. Местные люди видели в каких условиях они работали и сохранили много историй тех времен. С ними сейчас можно познакомиться в краеведческом музее поселка. Также много материалов можно увидеть в школьном музее, которые были собраны благодаря школьному учителю Марии Поликарповне Бояровой. В Томторе работает знаменитая Оймяконская метеостанция и здесь находится Ледовая Резиденция Повелителя Холода Чысхана.

Утром поехали в Оймякон. С Томтора до Оймякона 40 километров.
В Оймяконе нас очень душевно и тепло встретили Повелитель Холода Чысхан и общественность поселка.


Было здорово! Махтал оймяконцам!!!


После торжественной части нас пригласили в школу, где состоялась встреча со школьниками. 

Трудно представить как на самом холодном и суровом месте земли люди не только выживают, но и живут полноценной жизнью! Здесь зимой 60-ти градусные морозы стоят месяцами! 

В Оймяконском улусе развиты все виды традиционного хозяйствования: оленеводство, скотоводство, а табунное хозяйство Оймякона является одним из сильнейших в республике.

В Оймяконе мы обязаны были погостить у Тамары Егоровны!



Тамара Егоровна - эта Человек с большой буквы. У Тамараны Егоровны мы останавливаемся с 2006-го года и с ней связаны все наши туры в Оймякон. Если бы не рамки программы, которая ограничивала нас во времени, мы бы остались у нее в гостях надолго), но мы сегодня должны доехать до Усть-Неры - столицы Оймяконского улуса.

В Усть-Нере у нас были планы посетить районный музей, но опять же мы приехали туда поздно вечером... 

Усть-Нера является не только районным центром, но и центром добычи полезных ископаемых северо-востока республики. Здесь после войны стали добывать золото в больших масштабах и по этой причине было принято решение изменить нитку дороги, соединяющей "материк" с Магаданом и пустили ее вдоль золотоносных месторождений Оймякона - получился большой полукруг и дорога стала длиннее почти на 400 километров.

В Усть-Нере переночевали в одном из гостиниц поселка, которых здесь много. В основном они предназначены для работников, приезжающих сюда для работы вахтовым методом в золотодобывающих артелях.



 
Появлению Оймякону как одному из Полюсов Холода, Оймякон обязан Сергею Владимировичу Обручеву, геологу, сыну автора знаменитых «Земли Санникова» и «Плутонии» В. А. Обручева. Исследуя долину Индигирки и направляясь к хребту Черского, Обручев обратил внимание на странный шум, который все время сопровождал его в пути. «Как будто пересыпают зерно или ветер стряхивает с деревьев сухой снег. Куда ни обернись — всюду этот шум, а между тем ветра нет и деревья не шелохнутся» , — записал он потом. Наконец путешественник догадался, что это шуршит его замерзшее дыхание. Этот характерный шум появляется при морозе ниже минус 50 °С. Якуты называют его шепотом звезд. Наблюдая местность, Обручев сделал вывод, что условия местности здесь таковы, что температуры могут опускаться существенно ниже, чем в более северном Верхоянске. Обручева сопровождал в той экспедиции геодезист К. А. Салищев (впоследствии профессор МГУ, заведующий кафедрой картографии географического факультета) . Обручев и Салищев обратили внимание на Оймяконскую впадину, закрытую со всех сторон горами, задерживающими выход из нее тяжелого холодного воздуха. Эти же горы надежно защищают впадину от влажных воздушных масс, идущих со стороны океанов. По сравнению с районом Верхоянска днище оймяконской впадины более приподнято над уровнем моря, следовательно, здесь можно ожидать экстремально низких температур воздуха. И, как передают, Обручев тут же прикинул на бумажке вероятный минимум — минус 71,2°. Знаменательный расчет Обручева был проведен в 1926 г. , и проведен не в получившем широкую известность Оймяконе, а близ соседнего села Томтор, расположенного 30 километрами юго-восточнее. Имя Оймякона получило больший резонанс, по-видимому, из-за того, что Оймяконскими именуются здесь крупные физико-географические объекты — Яно-Оймяконское нагорье, Оймяконское плоскогорье, Оймяконская впадина. Томтор, кстати, — село более крупное, здесь 1,5 тыс. жителей, тогда как в Оймяконе — лишь около 500. И некоторые службы и организации, носящие наименование «Оймяконские» , расположены на самом деле в Томторе.
Интересна сама экспедиция Обручева! Ее организовали для поиска платины в верховьях левого притока реки Индигирка - речки Иньяли. По словам пленного белого офицера, у которого нашли платину, этот металл он нашел в верховьях Иньяли. Было решено организовать экспедицию, которую возглавил Обручев. Платину они не нашли, но нашли... самое холодное место в Северном полушарии планеты.
Как потом выяснили путем анализов, платина оказалась с месторождений юга Якутии.


Турист:

Туры по Якутии с компанией инЯкутия

Подписка на рассылку новостей